Что такое консорциум? Международный опыт создания консорциумов.

При разработке новых технологий и продвижении инноваций в различных странах консорциумы, основанные на общих интересах, оказались ценным инструментом объединения ресурсов и разделения как затрат, так и рисков, связанных с поиском, доработкой и реализацией конкурентоспособных инноваций. 

Юридические формы консорциумов могут варьироваться и степень их устойчивости также довольно сильно различается. Некоторые являются надежными учреждениями с длинной историей, тогда как другие оказываются краткосрочными союзами, в которых партнеры впервые учатся совместной работе.

Три различных примера консорциумов описаны ниже: У всех имеется сходство, но все различаются как по мотивации, так и по составу, но это лишь подтверждает широко распространенную применимость основополагающей модели взаимовыгодного сочетания интересов.

Первый пример относится к сектору виноделия Чили, где в первом десятилетии нашего тысячелетия в ответ на начало новой финансируемой государством программы для поддержки союзов между научными работниками и производственным сектором был проведен конкурс заявок, который привел к созданию двух консорциумов. Один из них являлся группой компаний и агрономов, работавших в университете, которые занимались технологиями выращивания винограда, а другой был группой различных компаний и ученых, интересовавшихся технологией производства вина. Через короткое время совместной работы было организовано слияние этих двух консорциумов, поскольку компании начали понимать выгоды от работы с университетами и необходимость внедрения инноваций как в выращивание винограда, так и в производство вина. Чили в настоящее время является источником качественных вин, которые реализуются по всему миру.

Второй пример взят из сектора бытовых электроприборов Мексики, который стимулировался в рамках программы, финансируемой государством, которая предусматривала создание союзов между учеными и технологами университетов и государственных научных центров и производственным сектором. В этом случае единственная компания «MABE», которая производит широкую номенклатуру плит, холодильников и других электроприборов для внутреннего рынка и экспортирует значительную часть своей продукции на конкурентные рынки стран со средними доходами, заключила контракты на изучение различных аспектов своей продукции и производственных показателей одновременно с большим количеством ученых. Примеры сфер исследований включали: энергоэффективность как всей номенклатуры продукции, так и производственных процессов; новые материалы и технологии поверхностной обработки для улучшения характеристик и износоустойчивости духовок; эффективность потребления воды стиральными машинами; и рыночные исследования на ключевых международных рынках с целью определения дифференциальных предпочтений потребителей и покупательского поведения. Операции по сборке компонентов широкой номенклатуры продукции, задачи руководства по спецификации необходимых технических услуг, мониторинг производственных показателей, планирование внедрения усовершенствований, интеграция результатов в продукцию и процессы были обычным делом для экспертов компании «MABE».

Третий пример относится к сектору инжиниринга и материаловедения в стране Басков в Испании, где требовалось провести радикальную реструктуризацию после интеграции ранее закрытого испанского рынка и продемонстрированной недостаточной конкурентоспособности традиционных методов и товаров. Значительная поддержка предоставлялась в рамках программ регионального развития ЕС. Полуавтономные баскские региональные агентства развития установили четкие приоритеты. Первый шаг заключался в преобразовании традиционных учреждений по прикладным исследованиям в сфере энергетики, металловедения и других разделов материаловедения, которые отставали от ведущих мировых организаций, и их переоборудовании с тем, чтобы создать конкурентное преимущество для фирм региона. Затем началось внедрение сетевого подхода к поиску решений часто взаимосвязанных и общих проблем, стоящих перед компаниями, которые внедряли новые материалы, новые производственные процессы и новые виды продукции, выходившие за пределы старых границ отрасли и находившиеся под сильным влиянием горизонтальных технологий, таких как ИКТ, компьютеризация и новые материалы особенно на наноуровне. Организационные инновации в семействе научных центров также стимулировались при помощи двух дополнительных решений – первое, слияние интересов для создания единой организации с возможностями в сфере различных технологий ранее разделенных научно-исследовательских институтов и, второе, сетевой альянс, в котором сотрудничество является основой совместной работы, а не слияние в единую организацию. Хотя в ходе преобразований и оказывалась определенная помощь, главным принципом стратегии стало управление институтами руководителями участвующих коммерческих предприятий и коммерческая философия финансирования, согласно которой большая часть эксплуатационных доходов поступает за счет взносов и оплаты услуг участвующими фирмами.

Хотя каждый из этих трех примеров явился результатом достаточно различных обстоятельств, в каждом из них акцент был сделан на использовании знаний для получения коммерческого преимущества и стимулировании стратегии повышения конкурентоспособности, основанной на инновациях, которые являются необходимым условием выживания и успеха на конкурентных международных рынках.

В рамках проекта «Стимулирование продуктивных инноваций» будут проведены конкурсы по Программе Грантов для консорциумов производственного сектора и консорциумов инклюзивных инноваций

Компонент «Инновационные консорциумы» предусматривает прием заявок по следующим двум конкурсам:

Подкомпонент 2.1. Консорциумы производственного сектора: консорциумы, созданные с целью улучшения производственных секторов экономики, включая сельское хозяйство, добывающие и обрабатывающие сектора.

Подкомпонент 2.2. Консорциумы инклюзивных инноваций: консорциумы, созданные с целью улучшения качества и обеспечения социальных услуг (здравоохранение, образование, доступ к питьевой вода, городская и сельская инфраструктура) для повышения уровня жизни городского и сельского населения.